ПАМИР
Памир - самая
высокогорная система на юге бывшего СССР (б. СССР), сейчас - территории Киргизстана
и Таджикистана. Он занимает площадь около 60 000 кв. м и представляет собой
разветвленную сеть вечнозаснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующее
Памирское нагорье.
Альпинистское изучение Памира началось
одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире
в 1928 - 1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и до последнего
времени был одним из наиболее популярных туристских горных районов СНГ. В альпинистско-туристской
практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных
маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по
оси которой проходит государственная граница республик б. СССР и КНР. Южная
граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан и Киргизию с Афганистаном,
а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу (Кызылсу), последовательно принимающий
затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов
Петра Первого и Дарвазского.
Самые высокие хребты и мощные ледники
сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м,
а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся
три из четырех семитысячников б. СССР - пики Ленина (7134 м, Заалайский
хребет), Корженевской (7105 м) и наивысшая точка - пик Коммунизма (7 495 м,
хребет Академии Наук, недавно переименован в пик Исмаила Самани).
Нагорье, поднятое до 4 000 м
и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ
до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.
Природные условия западной и восточной
частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа
с высокими хребтами и ледниками, с другой - пологое нагорье, местами переходящее
в высокогорную пустыню.
Ученые-биологи, гляциологи, климатологи
и др. - разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими
характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность,
сухость воздуха и т. п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в
один регион, а другая - в другой, что затрудняет классифицирование информации
о перевалах.
Принятое в туризме и альпинизме деление
Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю
туристского освоения Памира и позволяет достаточно четко ориентироваться в информации.
Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный,
Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального
Памира - многие относятся к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного
Памира.
К Северо-Западному Памиру относятся
хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения хребтов Академии
наук. Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хркбта и
хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет
Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта - горы южной группы
лед. Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский.
К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский,
Шахдаринский и Южно-Аличурский.
Западную часть Заалайского хребта
(западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному
Памиру - долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими
районами. Хребет Академии наук иногда относят к Северо-Западному Памиру - как
уже говорилось, границы регионов весьма условны.
Подобное районирование способствует
более четкому классифицированию информации по Памиру и ее поиску при подготовке
к походам, которые, как правило, совершаются в пределах одного региона. Кроме
того, приведенное районирование, построенное по направлениям сторон света, отражает
также важные для туристов природно-туристские и транспортные особенности отдельных
регионов, требующие учета при планировании подходов.
От других горных областей б. СССР
Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летнее месяцы. Наиболее
частые изменения погоды наблюдается вблизи пика Ленина. Более устойчива погода
на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков
Коммунизма и Революции.
Сухость воздуха и повышенная солнечная
радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная
части по этим показателям превосходят другие регионы.
В каждом хребте и регионе Памира
имеется набор перевалов любой категории трудности. При этом преобладают перевалы
от 2Б и выше, количество перевалов трудностью 1А и 1Б относительно невелико.
Высота перевалов за очень малым исключением находится в пределах от 4000 до
6000 м. Основная масса перевалов имеет высоту около 5000 м, значительно
число перевалов, превосходящих и эту высоту.
Ввиду этого походы на Памире сопряжены
с длительными непрерывным пребыванием на высотах более 4000 м, бывают случаи,
когда длительность непрерывного пребывания на высотах более 5000 м нередко
достигает предельно допустимых значений (шесть-семь дней).
Перевалы Памира, как правило, требуют
длительных подходов и отходов с преодолением водных преград, ледников, снежно-ледовых
склонов и скальных участков. Перевалы находятся преимущественно в удаленных
труднодоступных районах, доступ ко многим из них возможен лишь из замкнутых
пространств, куда можно проникнуть только через сложные перевалы. Для наиболее
сложных перевалов прохождение основного перевального препятствия с ближними
подходами отнимает обычно четыре-пять дней. Даже перевалы 1А и 1Б, особенно
находящиеся внутри региона, часто требуют один-два дня времени. При прохождении
перевалов обычны ночевки на каменных моренах, на снегу и льду, на склонах и
седловинах перевалов, иногда возникает необходимость в сооружении ограждений
из фирновых блоков и в рытье снежных пещер. Преодоление перевалов требует применения
всего набора технических средств и тактических приемов, используемых в горном
туризме и альпинизме.
Для Памира характерны походы IV -
VI категорий сложности. Разработка удовлетворяющих требованиям правил логичных
походов меньшей сложности с проникновением в зону вечных снегов затруднительна.
Объективно это обусловлено сравнительно небольшим числом перевалов низкой трудности,
а также их недостаточно удобным сочетанием с перевалами иной сложности. Природно-климатические
условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической
и тактической подготовленности туристов, делают с точки зрения безопасности
путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным.
Административно Памир в основном
расположен на территории Таджикистана. Лишь северные отроги Заалайского хребта,
спадающие в Алайскую долину, относятся к Киргизии.
Главным средством сообщения на Памире
является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения
стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с
севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью
по реке Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе.
От тракта проложены дороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно
небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу.
У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и иТанымас.
Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными
центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргаталь,
находящимися на западных границах Памира. К этой транспортной сети привязаны
точки начала и окончания походов.
на верх страницы